search Найти
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
Данное исследование рассматривает проблему адаптации студентов первого курса в высших учебных заведениях. Переход индивида из школы в колледж или университет считается переломным личностным моментом. В этот период студент сталкивается с новой атмосферой, полную новых людей, правил и трудностей. Одной из таких проблем является адаптация к переходу от позиции «ученика» и «ребенка» до «студента» и «взрослого». Проблемы в развитии личностного роста характеризуются различными факторами: социальными, академическими, психологическими. Перечисленные барьеры могут иметь серьезное влияние не только на их академическую успеваемость и мотивацию, а также на их психологическое состояние в целом. Правильное выравнивание психологического состояния студента дает перспективу на устойчивое формирование возрастного потенциала будущего специалиста как волевой личности, способной к выдержке, построению своих личностных качеств, направленных на полную сформированность эмоционального, интеллектуального и, в будущем, профессионального роста. Исходя из этих факторов, статья нацелена на углубленное изучение распространенных у студентов адаптационных проблем и на разрешение данных вопросов путем анализа и рассмотрения стратегических путей, которые помогут студентам преодолеть адаптационные проблемы. В дополнении к этому будет рассмотрена роль педагога и администрации высших учебных заведений к вопросу данной проблематике.
Автор
Абенова Ясмина Баглановна
Муса Айдана Амангельдиевна
Еслямгалиев Аскар Ермекович
DOI
10.52301/1991-0614-2024-1-32-46
Ключевые слова
студент
адаптация
психология
педагог
академическая успеваемость
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация
В статье представлены результаты анализа показателей развития речевой деятельности детей с нарушениями зрения. Авторами экспериментально доказывается наличие прямой связи речевого развития детей с нарушениями зрения с возрастными закономерностями, содержанием учебной программы, культурным уровнем окружающей среды. Создание системы правильно подобранных логопедических направлений при работе с детьми с нарушением зрения различных этиологий, позволит эффективно использовать коррекционную работу на восстановление компенсаторных функций. Использование различных логопедических подходов показало достаточные изменения в фонематическом слухе, словарном запасе, навыках звукопроизношения и пространственных ориентирах у детей с нарушениями зрения. Наряду с этим представлены результаты, основанные на том, что игра, являясь ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, оказывает положительное влияние на развитие речевой деятельности детей с нарушениями зрения, способствует решению социальных проблем включения их в общество. В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и способность человека к социальной адаптации. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эффективность коррекционно-педагогического процесса улучшило состояние связной речи что у детей с нарушениями зрения. Статья имеет важное практическое значение для педагогического общества, поскольку позволяет создать оптимальную коммуникативную среду для детей с нарушениями зрения.
Автор
А.К. Мурзатаева
С.С. Абильдинова
DOI
10.52301/1991-0614-2024-1-65-82
Ключевые слова
нарушение зрения
нарушение речи
игровые технологии
логопедия
дошкольный возраст
особенности, артикуляция
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
TRENDS IN GRADUATE THESIS ABOUT CHILDREN'S BOOKS IN TURKEY
Аннотация
Children's books are defined as products whose subjects are unique, original, appealing to children's world and enabling them to look at the world from new perspectives. Accordingly, these literary works, which are prepared by considering the developmental characteristics of children, are books that aim to provide children with a new skill without ignoring differences in thought, relativity and life realities. In this study, 60 theses were examined as a result of the search made by using the keyword "children's books" in YOK national thesis centre. Thesis classification form was used to analyse these theses. In this form, it is possible to classify the theses according to the subheadings such as the title, subject, method, data collection tools, sample and data analysis methods. In the distribution of these studies according to their years, they were handled according to the filter of the closest uploads to the YOK national thesis centre. For this reason, theses belonging to the years 2022, 2021, 2020 and 2019 were examined. Of the 60 theses written on the subject in these years, 53 were master's theses and 7 were doctoral theses. In the theses, qualitative method was mostly used as the research method, books were mostly preferred as the sample, and it was determined that students and teachers were also selected as the sample.
Автор
Omer Faruk Sonmez
Huseyin Mertol
Mukhametkairov Arslanbek Erbolatovich.
DOI
10.52301/1991-0614-2024-1-20-31
Ключевые слова
children's books
children's literature
content analysis
postgraduate theses
abstract
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Буктрейлер как средство повышения мотивации обучения детей младшего школьного возраста
Аннотация
Настоящее время характеризуется снижением мотивации к обучению. Учительский опыт и исследования показывают, что дети, заинтересованные и мотивированные в учебе, лучше успевают и более полно вовлекаются в учебный процесс. В данной статье рассматривается использование буктрейлера как инструмента для стимулирования учебной мотивации учащихся. С учетом повседневного использования мультимедийных и интерактивных средств буктрейлеры представляют собой современное средство, позволяющее привлечь внимание и заинтересовать детей к учебной деятельности. Цель исследования данной статьи – выявить роль буктрейлера в повышении мотивации обучения детей младшего школьного возраста. Исследование проведено в рамках поиско-прикладных исследований. Идеей научного исследования является попытка описания эксперимента по использованию буктрейлера в учебном процессе начальной школы. В статье представлен обзор существующих исследований, которые демонстрируют влияние буктрейлеров на повышение мотивации и увлеченность детей обучением. Научной новизной является использование в начальной школе буктрейлера как средство повышения мотивации не только к чтению, но и всему процессу обучения. Результаты исследования подтверждают, что использование буктрейлеров значительно способствует повышению мотивации и интереса детей к чтению, что сопровождается улучшением их учебных результатов. Практическая значимость заключается в предложенных автором рекомендаций по использованию буктрейлера как средства мотивации обучения младших школьников.
Автор
Аспанова Г.Р.
DOI
10.52301/1991-0614-2024-1-4-19
Ключевые слова
буктрейлер, младшие школьники, мотивация, обучение, средство повышения мотивации.
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
METACOGNITIVE TENDENCIES IN GRADUATE MATHEMATICS THESES IN TURKEY BETWEEN 2008-2023
Аннотация
This study aims to analyse the theses on metacognitive mathematics written in Turkey between 2008 and 2023 according to some variables. Metacognitive mathematics is an important field that includes high-level cognitive skills such as understanding mathematical problem solving processes, using learning strategies and developing metacognitive awareness about mathematics. This study will evaluate the number of theses in this field in Turkey, their distribution by years and their increasing trend. In addition, it aims to determine in which areas metacognitive mathematics research is more concentrated by examining the topics and sub-fields that the theses focus on. Data were obtained from Yok National Thesis Centre. As a result of the literature search with 3 keywords (mathematical metacognition, metacognition, metacognitive mathematics), 4 doctoral and 17 master's theses related to the subject between 2008 and 2023 were reached. Descriptive content analysis was used for the analysis. According to the data obtained, it can be said that the keywords metacognition, metacognitive awareness and problem solving were used the most, the most studies were conducted at Cukurova University, the interest in the subject has gradually increased in recent years, the most studies were conducted in 2019, 2021 and 2022, access to theses is open, Master's studies on the subject are more preferred, the sample level is generally secondary school, and the studies conducted in 7th grades in secondary school are more.
Автор
Yasin Gokbulut
Esra YENİDUNYA
Dilek SAHİNPINAR
DOI
10.52301/1991-0614-2024-1-47-64
Ключевые слова
metacognitive mathematics
research trends
metacognition
mathematics teaching
metacognitive strategies
higher education
professional development
Год
2024
Номер
Выпуск 1
Посмотреть статью Посмотреть журнал
FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF DIALOGIC SPEECH IN SENIOR PRESCHOOLERS IN THE PROCESS OF COMBINING TRADITIONAL AND COMPUTER GAMES
Аннотация
This article discusses the pedagogical features of the development of dialogic speech in older preschoolers, since dialogic speech is an important element and a necessary condition for the education of knowledge, cultural and communicative experience. Dialogue forms interpersonal relations in children in mastering their native and foreign languages and determines their positive dynamics in the process of general socialization. By combining traditional and computer games in dialogic speech, older preschoolers are able to experience a more comprehensive and engaging learning experience. The communicative-activity approach recognizes the importance of interactive communication and active participation in order to enhance the development of dialogic speech in preschoolers. To do this, it is necessary to update the content of the game technology by including additional tasks aimed at developing skills in dialogue related to the most important dialogic cues. The intervention was conducted on children of senior preschool age, and the experimental group exhibited higher rates of growth in various areas, including sociability, dialogue skills, and the general development of the culture of dialogic speech.
Автор
R.H.Koshkimbaeva
A.A.Bekisheva
A.Zh.Temirzhanova
DOI
10.52301/1991-0614-2023-4-19-32
Ключевые слова
speech
dialogue
dialogue speech
communications
traditional games
computer games
combination of technologies
Год
2023
Номер
Выпуск 4
Посмотреть статью Посмотреть журнал
ЖАҢАРТЫЛҒАН БАҒДАРЛАМА БОЙЫНША КОММУНИКАТИВТІ ДАҒДЫНЫ ОҚУШЫҒА ҚАЛЫПТАСТЫРУ ЖОЛДАРЫ
Аннотация
Біздің мақалада еліміздегі білім мен ғылымның қазіргі жүйесін шешу талабы қойылған. Бірқатар өзекті мәселелердің шешімін табуға бағытталған зерттеулер келтірілді. Қарқынды даму адамзат пен қоғам үшін үлкен проблемалар туғызды. Жаһандану мен модернизацияға байланысты бізді қоршаған әлем түбегейлі өзгерістерге ұшырауда. Бұл ғасыр мектептері оқушыларды өмірде, еңбекте және азаматтық халде балаларды ынтымақтастыққа дайындайтынын, ұлттық және әлемдік пікірлердің алуан түрлілігі мен ерекшелігін түсінетінін, олардың өзіндік дербестігі мен бірегейлігін дамытуға көмектесетінін өмір нәтижелері дәлелдейді. Осыған байланысты орыс тілінде оқитын мектеп оқушыларымен қарым-қатынас жасауда оқушының сөздік қорын және тілін дамыту бүгінгі таңда ерекше маңызға ие. Мақалада білім беру аясында18 бастауыш мектепте жаңартылған бағдарлама бойынша коммуникативті дағдыны оқушыға қалыптастыру жолдары тілдік бағыттар арқылы тіл үйретуде айтылым, тыңдалым, оқылым және жазылым дағдыларын қалыптастыру бойынша жүргізілген зерттеу нәтижелеріне негізделген оқыту әдістемесі жаңартылған мазмұнда берілген. Пән бойынша білімді беру кезінде білім алушының құзыреттілігін анықтайтын білім беру бағдарламаларына сәйкес тілдік дағдылар ескеріліп, орындалатын жұмыстың әдістемесі көрсетіледі. Жаңар1т7ылған бағдарлама негізінде «Қазақ тілі» пәндік бағдарламасы1н7ың мақсаты – тілдің функционалдық-коммуникативтік қызметі арқылы қоғамдық ортада тілдік қатынасты жүзеге асыратын тұлғаның дамуына мүмкіндік туғызу және біздің зерттеуіміз жүргізілді. Осы мақсатты негізге ала отырып, оқушылардың сөйлеу тілін, сөздік қорын дамытуда тіл байлығының алатын орны ерекше. Мұны зерттеуімізде байқадық. Біздің мақалада тәжірибеде қолданылатын әдістеме берілген.
Автор
Г. А. Бейсембаева
М. А. Кененбаева
Б. М. Жапарова
DOI
10.52301/1991-0614-2023-4-4-18
Ключевые слова
коммуникативті
дағды
әдістеме
айтылым
тыңдалым
оқылым
жазылым
Год
2023
Номер
Выпуск 4
Посмотреть статью Посмотреть журнал
High class students’ soft skills development technologies
Аннотация
The article discusses the possibilities of developing and improving soft skills in career guidance - this is an actively developing system of awakening the interest of high school students in studying the "Atlas of Professions". The relevance of this problem is dictated by the need to develop life skills - a set of behavioral skills that provide the ability to be socially adequate in behavior that allows students to interact productively with others and successfully cope with the demands and changes of everyday life. The purpose of the article is to consider the tools and opportunities for improving soft skills and remove barriers that prevent a modern school from coping with the task of vocational guidance for students. The foreign experience in the implementation of vocational guidance for schoolchildren is analyzed and its connection with their social success is shown. The article is based on the assumption that the most important competence is the ability to solve complex problems, think critically, and act creatively. As in many other cases, students need to be able to work in a team, make decisions, persuade, communicate, manage their time, and motivate themselves and others. Recent studies show that interest in soft skills is constantly growing. Soft skills are necessary in terms of social skills that determine the stages of personality development. Soft skills, or flexible skills, are a set of skills that are responsible for successful participation in the educational process, their high efficiency and effectiveness, to evaluate the effectiveness of training and understand how well it is possible to use new knowledge with the use of technology in the classroom.
Автор
Kudysheva Ainash Amangeldyevna
Mukhametkairov Arslanbek Erbolatovich
DOI
DOI 10.52301/1991-0614-2023-4-33-46
Ключевые слова
technology
development
soft skills
education
competencies
training
efficiency
Год
2023
Номер
Выпуск 4
Посмотреть статью Посмотреть журнал
Использование видеоматериалов как важного компонента языкового обучения
Аннотация
В данной статье раскрываются особенности обучения английскому языку посредством видеоматериалов, как важного компонента современного языкового образования, а также возможности развития межкультурной компетенции обучающихся. Цель данного исследования – сформулировать практические рекомендации преподавателям, заинтересованным во внедрении стратегий обучения на основе видео на уроках иностранного языка, учитывая при этом теоретические основы и практические последствия. В работе рассматривается комплексный подход в обучении иностранным языкам, в частности, применении видеоматериалов. Авторы подчеркивают необходимость тщательного отбора данного вида учебных материалов как важной предпосылки успешного обучения в современных условиях. Авторы представляют результаты проведенного ими анкетирования по проблеме исследования. В исследовательской работе представлены результаты опроса более 100 обучающихся 1 курсов различных образовательных программ Павлодарского педагогического университета им. Ә. Марғулана, изучающих английский язык в рамках учебной программы. На основе полученных данных анкетирования авторы делают обоснованные выводы о предпочитаемых используемых средствах обучения в изучении английского языка и их эффективности, а также ранжировать используемые респондентами источники. Авторами предлагаются методические рекомендации грамотного использования видеоматериалов в языковом образовании. Исследователи приводят ряд условий для эффективного обучения, демонстрируют этапы использования на занятии видеоресурсов, способствующих осуществлению успешного учебного процесса.
Автор
Рамазанова М. А.
Ныгметова Б. Д
Зейнулла Ж. А.
DOI
10.52301/1991-0614-2023-4-47-61
Ключевые слова
Языковые компетенции
межкультурная коммуникация
интернет ресурсы
аутентичность
лингвострановедческие реалии
Год
2023
Номер
Выпуск 4
Посмотреть статью Посмотреть журнал
SCIENTIFIC FOUNDATIONS OF WORKING WITH LEFT-HANDED CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
Аннотация
This article presents the scientific and theoretical foundations of working with left-handed children of preschool age. In the article we have revealed the concept of left-handedness and examined the theories of scientists about the emergence of left-handedness. We have shown how a left-handed child manifests himself. The theoretical data were based on the works of famous researchers, Kazakhs, Russian countries abroad, who conducted numerous studies of the term, the concept of left-handedness, wrote many books, works. The best results are obtained by applying appropriate techniques and techniques to the most important principles of this work – the study of the psychophysiological characteristics of left-handed children, the study of their cognitive, memorizing, attentive abilities. In the article, we have studied and put into practice several effective methods. The study involved 5 left-handed children. In the course of the study, we have drawn up a work plan taking into account their characteristics. The study of left-handedness has been documented in many literatures as a theory, but has rarely been put into practice. Based on all the data, we provided information about the left-handedness of preschool children, and used various methods to determine the cognitive abilities of left-handers.
Автор
Сапарова А.С
Садуакасова А.А
Абдырова А.О
DOI
10.52301/1991-0614-2023-4-62-78
Ключевые слова
left-handed children
cognition
memory
attention
psychophysiological features
Год
2023
Номер
Выпуск 4
Посмотреть статью Посмотреть журнал